Как выбрать хороший проекционный экран?

11 ноября 2011

Современный проектор может сформировать изображение неплохого качества на любой светлой поверхности в затемнённом помещении. Но, если нужно получить от проектора картинку максимально хорошего качества – необходимо воспользоваться проекционным экраном.

Современные проекционные экраны производятся по особым технологиям и уже очень далеко ушли от простыни на стене. Оказывается, при том, что проекционный экран – это не сложная мультимедийная техника, при его выборе нужно учитывать далеко не одну характеристику. Как же выбрать проекционный экран правильно? Как не ошибиться в цене проекционного экрана?

Стационарные и мобильные экраны для проектора

Для начала нужно понять, для чего необходим проекционный экран. Будет ли он использоваться только в одном помещении для одного стационарного проектора, либо он необходим для проведения презентаций в разных аудиториях.

Соответственно, если экран нужно перевозить, то ваш выбор – мобильный экран для проектора. А это значит, что важными характеристиками экрана станут такие как  в сложенном виде, удобство складывания-раскладывания и, конечно, вес конструкции. При выборе стационарной модели проекционного экрана, эти параметры отходят на второй план, а на первом теперь - качество изображения. Конечно, не стоит забывать, про то, что стационарный проекционный экран нужно подбирать и исходя из технических особенностей помещения.

Следует обратить внимание на то, что выбирая наименьший вес мобильного варианта, не стоит забывать о жесткости и устойчивости, а удобный и надежно фиксирующий в развернутом состоянии механизм - не слишком увеличивать габариты и тот же вес. Если заранее неизвестно, в каких помещениях придется мобильный экран разворачивать, то нужно подумать и о стойке, на которую его можно будет повесить. Мобильные экраны делятся на экраны на треноге/штативе, настольные экраны, экраны на раме. Самыми популярными являются недорогие экраны на треноге, легкие и простые в установке. Если бюджет не ограничен и экран необходим для презентаций в небольших помещениях, выбирают настольные экраны. Они весят менее 3 кг, удобны в транспортировке и быстро устанавливаются. Для мероприятий, проводимых в больших залах или на улице - выбирайте мобильный экран на раме. Установка таких экранов осуществляется без дополнительных инструментов. Рама складывается, разбираясь на части, дорожный кейс идет в комплекте. Проекционные экраны на раме бывают различных размеров, включая модели шириной 8 м, и разных форматов, в том числе и в самом популярном на сегодняшний день формате 16:10.

Есть простое правило надежности: чем меньше движущихся частей, тем надежнее. И если условия позволяют установить экран в помещении стационарно, то желательно так и поступить.

Варианты конструкций

О конструкциях мобильных экранов мы уже упомянули. В основном это сворачиваемые в тубус (вертикально или горизонтально) модели, которые удерживаются в развернутом положении гравитацией, пружинами или специальными механизмами. Они могут быть подвешены на стены, на специальные стойки или содержать опоры в своей конструкции.

Стационарные модели могут быть двух основных типов: сворачиваемые и зафиксированные в предварительно натянутом состоянии. Экраны первого типа напоминают мобильные варианты, но ввиду своей стационарности имеют некоторые особенности. Крепиться они могут как к стенам, так и потолкам. Разворачиваются как вручную, так и с помощью электроприводов - моторизированные варианты. Вес конструкции не так критичен, как в мобильном варианте, и удержать полотно экрана максимально плоским легче. Если два противоположных края экрана зафиксированы тубусом и планкой, то края, оставшиеся свободными, удержать ровными сложнее. После многочисленных сворачиваний, края недорогого экрана могут несколько растянуться и принять волнообразную форму. Растянуть "вытянутое" таким образом полотно легким мобильным тубусом сложнее, чем в стационарном варианте.

Если позволяет интерьер помещения, то лучшим решением будет установить "постоянный" экран - который не снимают и не сворачивают. Полотно такого экрана натягивается на специальную раму, что гарантирует абсолютную плоскостность и натяг на протяжении всего срока службы. Разнообразие конструкций, материалов и цветов рамы позволит вписать такой экран в любой интерьер. Для обратной проекции такой экран в большинстве случаев будет единственно возможным решением.

Направление проецирования

Обычно, мультимедийный проектор и зрители располагаются по одну сторону от экрана, тогда используются экраны прямой проекции. Но бывает, что проектор расположен за экраном и значит в этом случае должны использоваться экраны, подходящие для обратной проекции(rear projection). Именно на таком принципе работают привычные проекционные телевизоры или новые лазерные. Выбирая экран, необходимо учитывать для какого вида проекции он будет использоваться. Если для прямого проецирования экран может быть абсолютно непрозрачен и работать на отражение, то для обратной проекции используется другой тип полотна. Нельзя сказать, что во втором случае используется прозрачный экран - при полной прозрачности мы бы просто не увидели на нем изображения. Качественный экран для обратной проекции наоборот - чем темнее выглядит, тем лучше. Это позволяет получить яркое и контрастное изображение даже в менее затененных помещениях.

Необходимо учесть, что для обратной проекции позади экрана должно быть достаточно места для размещения проектора. Да еще и на необходимом от экрана расстоянии - для формирования изображения необходимого размера.

Не так давно появились экраны, поддерживающие оба типа проекции одновременно. Позиционируются они как "экраны с обзором в 360 градусов" и больше подходят для рекламных целей на выставках, чем для постоянного использования в офисе или дома. Ведь с одной из сторон изображение будет зеркальным, что не всегда приемлемо.

Формат и размеры проекционного экрана

Проекционные экраны появились задолго до появления видеопроекторов - еще на заре рождения кинематографа. И это привело к такому разнообразию соотношения их сторон.

Квадратный формат 1:1Универсальный формат, позволяющий проецировать изображения, ориентированные как горизонтально, так и вертикально. На такие экраны проецировали фото-слайды, крепившиеся в квадратные рамки.
Фото формат 3:2 (1,5:1)Как видно из названия, формат экрана соответствовал стандартному формату фотокадра.
Видео формат 4:3 (1,33:1). Формат привычного телевизионного кадра стандартной четкости SDTV.
Широкий формат 16:9 (1,78:1). Новый формат телевидения высокой четкости HDTV.
Широкоэкранный формат 1,85:1. Распространенный формат художественных кинофильмов.
Кинематографический формат 2,35:1. Самый широкий формат в кино, шире только в панорамных кинотеатрах.

Применительно к видео проекции имеет смысл говорить только о трех форматах - 1:1, 4:3 и 16:9. Более того, большинство современных видео проекторов не рассчитано на установку боком - нарушаются режимы теплообмена мощных проекционных ламп. Да и обычное видео, сформированное "вертикальным кадром", вряд ли где можно найти. Чаще всего это специальные рекламные или шоу-проекты, иногда - информационные табло. А значит, если экран нам нужен только для воспроизведения обычного видео, SD или HD, то остается выбрать между форматами 4:3 и 16:9.

Примечание:

Обычно, в таких случаях рекомендуют использовать формат 4:3 как наиболее универсальный. "На экране формата 4:3 всегда можно отобразить изображение форматом 16:9, заполнив экран по ширине. А если у вас сворачиваемый экран, то его можно развернуть именно настолько, сколько необходимо для воспроизведения конкретного формата". Аргументы не бесспорные. Во-первых, если выровнять форматы по ширине, то размер отдельного пикселя SD увеличится в 2,67 раза относительно пикселя в формате HD. В случае выравнивания по высоте, увеличение составит всего в 1,88 раза. И чем крупнее пиксель на экране, тем больше вероятность проявления зернистости картинки. Во-вторых, удержать мобильный экран развернутым под формат изображения - надо постараться. Если же экран стационарный и легко принимает любое промежуточное положение, то все равно придется приподнимать оптическую ось проектора в HD-режиме. Более разумным видится такое решение: выбирать формат экрана по основному формату проектора. Сам же формат лучше выбрать таким, чтобы он соответствовал вашим потребностям: если в основном на проекционном экране предполагается просмотр фильмов – то 16:9, а если в основном будет телевизионный формат, то 4:3.

Размер проекционного экрана обычно выбирают таким, чтобы ширина его была не больше половины расстояния от экрана до зрителя. Если в качестве источника сигнала выступает видео стандартного качества и есть опасения, что пикселизация изображения будет слишком заметной, то можно воспользоваться "правилом трех диагоналей" - размер диагонали экрана должен быть втрое меньше, чем расстояние от экрана до зрителей.

Кайма и дополнительная нерабочая область полотна проекционного экрана

Большинство экранов прямой проекции стандартно выпускается с черной каймой. Кайма увеличивает контрастность, и изображение воспринимается более четким и ярким. Кайма также помогает в случаях, когда размер изображения слегка превышает размер области просмотра: края изображения, попадающие на кайму, остаются невидимыми и не дают неаккуратных проекций на стене.

При изготовлении полотно большинства настенных, потолочных и моторизованных экранов можно надставить сверху или снизу, создав дополнительную нерабочую область. Нерабочая область сверху используется для регулирования высоты рабочей области экрана, а снизу - для драпировки или изменения формата экрана. Дополнительную часть полотна можно по выбору сделать белой или черной.

Примечание:

Все натяжные электрические экраны изготавливаются со стандартной черной нерабочей областью в верхней части, за исключением экранов с диагональю 200", которые изготавливаются с двумя нерабочими областями.

Для применения в коммерческих целях и в образовании:

Высота экрана должна быть приблизительно равна 1/6 расстояния от экрана до последнего ряда зрительских мест, тогда и с последнего ряда текст на экране будет хорошо видно. Идеальным считается расположение, при котором первый ряд зрителей находится приблизительно на расстоянии двух высот экрана. Это минимальное расстояние, которое обеспечит комфортное восприятие изображения

Нижняя кромка экрана должна располагаться на расстоянии не менее 1,2 м от пола, чтобы зрители с последних рядов могли видеть все изображение. Для этого может потребоваться дополнительно слегка опустить точку подвеса экрана при потолочном креплении

Для применения в домашнем кинотеатре:

Высота экрана должна быть приблизительно равна 1/4 расстояния от экрана до последнего ряда зрительских мест

Нижняя кромка экрана должна располагаться на расстоянии не менее 60 cм от пола. Для экранов потолочного крепления может потребоваться дополнительная верхняя кромка, которая может быть сделана на заказ

Матовые иили глянцевые экраны?

Опять же, вспоминаем, где будет экран использоваться. 

Матовое покрытие: даёт равномерное диффузионное рассеивание падающего на него света. Изображение хорошо видно под любым углом, экран освещен более равномерно. Матовые проекционные экраны проще, дешевле и более универсальны.

Глянцевое покрытие: бывает зеркальным и обратного отражения (световозвращающее). Первое действует как обычное зеркало: угол падения луча равен углу его отражения. Проектор располагается под потолком, а изображение отражается экраном вниз, к зрителям. Световозвращающее покрытие содержит отражающие микросферы. Отраженный луч возвращается в ту же точку, откуда был направлен на экран - проектор располагается на полочке перед зрителями. Оба типа покрытий приводят к уменьшению углов комфортного просмотра и увеличению неравномерности освещенности экрана. Взамен глянцевый проекционный экран даёт нам более яркое и контрастное изображение, да такое, что говорят о коэффициенте усиления света экраном.

Купить подходящий проекционный экран компаний Lumien и Projecta можно у нас. Поистине огромный выбор проекционных экранов поможет вам сделать правильный выбор. Для просмотра прайс-листа на проекционные экраны нажмите ЗДЕСЬ.